Что такое образовательный веб-квест?

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c  элементами ролевой игры, для выполнения которого используются  информационные ресурсы Интернета.

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты  для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся

информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:

  1. Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  2. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  3. Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  4. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  5. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  6.  Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  7. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  8. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  9. Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  10.  Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

  • Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  • Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
  • Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
  • Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
  • Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
  • Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
  • Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
  • Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Этапы работы над квестом

  1. Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

  1. Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1)поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.

  1. Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

О критериях оценки веб-квеста

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель.

Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

 Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4

до 8 критериев, которые могут включать оценку:

  • исследовательской и творческой работы,
  •  качества аргументации, оригинальности работы,
  •  навыков работы в микрогруппе,
  • устного выступления,
  • мультимедийной презентации,
  • письменного текста и т.п.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

 Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Некоторые дополнения:

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты,

предназначенные для работы отдельных учеников.

Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Формы web-квеста также могут быть различными, наиболее популярные:

  • Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
  •  Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
  • Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
  • Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
  • Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.

Для создания бланка оценки необходимо:

1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать: достижение заявленной цели; качество выполнения работы; качество процесса выполнения работы; содержание; сложность задания.

2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.

3. Подготовить описание параметров оценки.

Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию. Требования к описанию параметров:

язык описания должен быть понятен учащимся; описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого; разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла ставится при наличии 1-2 орфографических ошибок, 3 балла - при наличии 3-4 ошибок и т.д.)

4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).

Источник: http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf

 


 

Примеры веб-квестов, существующие в сети:

Примеры веб-квестов, существующих в сети:

   Попутешествуйте по существующим веб - квестам . Обратите внимание на организацию веб-квестов, на критерии оценки, задания, роли. После "путешествия" не забудьте вернуться на блог "Интернет - технологи" и написать в комментариях к сообщению: интересна ли вам интернет - технология "Веб - квест", понятна ли методическая организация технологии, какие из существующих веб-квестов вам показались интересными, по какой теме(темам) вы бы хотели создать веб - квест?
http://sites.google.com/site/civilizaciasrednevekova/home (Цивилизация эпохи средневековья)
http://www.spodon.ru/quest/terror/index.html (Веб - квест "Терроризм")
http://www.kvect.blogspot.com/(Веб-квест по литературе "В гостях у помещиков" (По поэме Н.Гоголя "Мертвые души")
http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm (Веб - квест "Защитим Байкал")
http://www.spodon.ru/quest/biron/index.html (Веб - квест. Д.Байрон)
http://www.spodon.ru/quest/dream/index.html (Веб - квест.Создай компьютер своей мечты)
http://www.spodon.ru/quest/prestupnost/index.html (Веб-квест.Преступность несовершеннолетних)
http://shatunova58.narod.ru/index.htm (Веб - квест "Цивилизации России")
http://gomulina.newhost.ru/method/qwest1.html (Веб - квест "Наблюдение солнечной активности")
http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/childsoldiers/webquest/index.asp (Веб - квест "Дети - солдаты")
 http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/webquest/navbar.htm (Веб - квест. Тропами горного Алтая.)
Профориентационная игра веб-квест "Путь к профессии"
Веб-квесты учащихся
Дополнительно можно прочитать: