Индивидуальный образовательный маршрут

 Комплексная система заданий по поэме М.Ю. Лермонтова  «Мцыри»

 

Дорогие ребята! Литература – удивительная страна. Там вы можете узнать много нового и интересного, встретить старых добрых друзей и таинственных незнакомцев, вместе с литературными героями  задуматься о смысле жизни, о значении в жизни человека любви и дружбы, отваги и трусости, о борьбе добра и зла. Выполняя предложенные задания, вы лучше поймете характеры и мотивы поступков литературных героев, научитесь размышлять и отстаивать свое мнение. Желаю успехов в учебе!

Лермонтов – то явление в поэзии,

которое принято называть чудом…

1.    Познакомьтесь с биографией М.Ю. Лермонтова и выполните хронологический диктант. Соотнесите дату с событиями  в жизни поэта.

1814г.                                               Стихотворение «Смерть поэта»

1837г.                                               Год рождения

1839г.                                               Смерть поэта

1840г.                                              Ссылка на Кавказ

1840г.                                              Создание поэмы «Мцыри»

 

Никогда не забудется тот мрачный январский день 1837г., когда навеки закрылись глаза Пушкина.  Ираклий Андроников, русский писатель, литературовед

2.    Подумайте, благодаря какому стихотворению Лермонтов стал широко известен?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Лирическое произведение чаще всего изображает не события и поступки, а выражает чьи-то чувства, мысли и настроения. Эти чувства , мысли и настроения автора заражают и нас, и в этом особенность поэзии. Поэтические образы лермонтовских стихов глубоки и  разнообразны, часто связаны с биографией поэта.

3.    Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ» и соотнесите строки стихотворения с фактами из биографии

Февраль 1817г. Умерла Мария Михайловна, мать поэта

 

В 1820 и 1825гг.Лермонтов с бабушкой проводит летние  месяцы на Кавказе.

 

8 июля 1830г. Поэт делает запись в дневнике: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских…»

 

 

4.    Вспомните, какие художественные средства вы знаете. Выпишите  из стихотворения «Кавказ»

эпитеты

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Метафоры

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Сравнения

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Олицетворения

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Горы Кавказа для меня священны.

М. Лермонтов

5. Знаете ли вы, что пафос в произведении литературы – это главное настроение, эмоциональное настроение, которым автор наполняет все произведение. Каков пафос стихотворения «Кавказ»?

………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6.    Это стихотворение М. Лермонтов написал в 15-летнем возрасте. С чем сравнивает свою любовь к Кавказу? Почему дорог ему этот край?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

7.    Сравните отрывки из стихотворений А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Чем они отличаются? Сформулируйте основную мысль  каждого стихотворения.

А.С. Пушкин. «Кавказ»

Кавказ подо мною. Один в вышине 
Стою над снегами у края стремнины; 
Орел, с отдаленной поднявшись вершины, 
Парит неподвижно со мной наравне. 
Отселе я вижу потоков рожденье 
И первое грозных обвалов движенье.

М. Ю. Лермонтов. «Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней, 
О южные горы, отторгнут от вас, 
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: 
Как сладкую песню отчизны моей, 
          Люблю я Кавказ.

 

Исключительность обстоятельств, раскрывающих характер героя в поэм е «Мцыри»

Ещё в старинном Воскресенском монастыре, под Москвой, летом 1830 года Лермонтов пишет стихи, в которых намечает образ отшельника, в  веригах, в монашеском клобуке, напрасно  пытавшегося в тиши обители заглушить муки любви и ненависти. Так возник у поэта замысел «написать записки молодого монаха 17-ти лет». К реализации замысла он приступил в 1830 году в поэме «Исповедь», однако завершил работу лишь в поэме «Мцыри» в 1839 году, после поездки в 1837 году по всей линии Северного Кавказа.

1.    Подготовьте историческую справку о длительной войне царских войск с горскими народностями.

2.    Пользуясь словарём литературоведческих терминов, выясните лексическое значение слов:

Мцыри - ………………………………………………………………………………………………………………

Поэма - ………………………………………………………………………………………………………………

Исповедь - ………………………………………………………………………………………………………………

3.    Перечитайте внимательно поэму «Мцыри» и составьте цитатный план.

……………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4.    Восстановите цепочку событий.

…..Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

…..Всё лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь.

….Мне стало страшно: на краю

Грозящей бездны я лежал.

…..Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

…..Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу.

…..Тогда к потоку с высоты,

Держась за гибкие кусты,

С плиты на плиту я , как мог,

Спускаться начал.

 

5.    Перечитайте эпиграф к поэме. Символом чего является мёд? Объясните смысл эпиграфа…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6.     

 Подберите эпитеты, характеризующие Мцыри..

                                      Эпитеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.    Заполните таблицу.

 

Компоциционные элементы

Действия поэмы

Експозиция

 

 

Завязка

 

 

Развитие действий

 

 

Кульминация

 

 

Розвязка

 

 

Епилог

 

 

 

8.Сравните описание природы в начале и в конце  поэмы. Как состояние души Мцыри показано через восприятие природы?

Глава 9

Глава 22

Мне было весело вдохнуть

В мою измученную грудь

Ночную свежесть тех полей…

 

Прилёг между высоких трав..

 

 

 

Гроза утихла.

Бледный свет

Тянулся длинной полосой

Меж темным небом и землёй.

 

 

И гладкой чешуёй  блестя,

Змея скользила меж камней…

 

 

9       Выпишите из текста , что видит и слышит Мцыри на воле?  С чем он встречается в первый день, какие опасности его подстерегали и как он с ними справился7

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

10. Составьте кластер и сформулируйте идею поэмы.

                                                                                                                                                             

Смысл жизни                                                                          свобода

 

 

 

 

 

 

 

 


Дорогой друг!

Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю!

Надеюсь, что тебе было интересно. Жду твои впечатления