Индивидуальный образовательный маршрут
Комплексная система заданий по сказке-феерии
А. Грина "Алые паруса"
Русский писатель Даниил Гранин однажды написал: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина».
Откройте и вы книгу Александра Грина «Алые паруса», и вы совершите увлекательное, волшебное путешествие в мир реальной сказки.
Вы узнаете, что «есть люди, умеющие видеть небо, а есть - только ползающие по земле; есть люди, умеющие мечтать, и есть те, кто не отрывается от реальности; есть живущие сердцем, а есть воспринимающие жизнь только посредством желудка; есть герои крылатые, а есть брюхоногие».
Только у Грина можно научиться «делать чудеса своими руками»
В добрый путь!
1. Прежде чем приступить к чтению, составьте глоссарий (собрание непонятных слов или выражений отдельному произведению с толкованием или переводом) к повести-сказке «Алые паруса»
Бриг………………………………………………………………………………..
Ванты……………………………………………………………………………..
Норд……………………………………………………………………………….
Брашпиль……………………………………………………………………….
Бот…………………………………………………………………………………..
Стеньга……………………………………………………………………………
Верста……………………………………………………………………………………………
Салинг……………………………………………………………………………………………
Пуд…………………………………………………………………………………….............
Кнек………………………………………………………………………………………………
Леер………………………………………………………………………………………………
Навигация…………………………………………………………………………………………
Галиот……………………………………………………………………………………………
Лоция………………………………………………………………………………………………
2. Викторина «Внимательный ли вы читатель?»
- Как называется судно, на котором Лонгрен прослужил десять лет?
……………………………………………………………………………………………………
-Какая деталь показывает горе Лонгрена, когда вдов рассказывает ему о смерти Мери?
……………………………………………………………………………………………………
-В каком возрасте Лонгрен впервые увидел дочь?
……………………………………………………………………………………………………
-Как зовут трактирщика, который отказался дать Мери денег в долг?
……………………………………………………………………………………………………
-От какой болезни умерла Мери?
……………………………………………………………………………………………………
-Каким образом Лонгрен зарабатывал деньги?
……………………………………………………………………………………………………
-О чем идёт речь: « Произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь»?
……………………………………………………………………………………………………
-Что сказал Лонгрен погибающему Меннерсу?
……………………………………………………………………………………………………
-Какие «проявления общественного мнения» испытывала на себе
Ассоль?
……………………………………………………………………………………
-Какое судёнышко Ассоль пустила поплавать в ручье?
……………………………………………………………………………………
3. Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок, увидев Ассоль, сказал: «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном. Это что-то особенное». Выпишите портрет Ассоль. Подчеркните особенно интересные сравнения, эпитеты.
……………………………………………………………………................
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
4 Опишите несколькими определениями взгляд, изображённый на репродукции картины Ю. Масютина «Ассоль», девушки.
………………………………………………........
……………………………………………………….
………………………………………………………
5. Подберите эпитеты, характеризующие Ассоль..
Эпитеты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Когда-то Марк Аврелий сказал: «Лучший способ защититься–
не уподобляться». Подумайте и ответьте на вопрос: «Чем вызвано одиночество Ассоль и права ли она, огородившись от большинства?»
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6. Согласитесь или опровергните данное утверждение: «Возможно, стоило бы найти какие-то точки соприкосновения с жителями Каперны и стараться быть, как все? Ведь право всегда большинство».
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
7. Как четверостишие О. Хайяма перекликается с феерией «Алые паруса»?
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
8. Попытайтесь наглядно представить качества характера, взгляды на окружающий мир главных героев «Алых парусов» и обывателей Каперны.
Обывателей Каперны |
Ассоль |
Грэй |
грубость |
нежность |
Умение сострадать |
9. Странствующий Эгль говорит Ассоль о Каперне:”У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен” .Охарактеризуйте Каперну и её жителей.
Каперна- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Жители Каперны - …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
10.Попробуйте объяснить, почему автор так подробно описывает детство Грэя, его взаимоотношения с родителями, решение стать капитаном, трудности на пути к поставленной цели.
…………………………………………………………………………………………………….
12.О каких чертах характера Артура Грэя свидетельствуют ситуации?
“… он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра ”.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
“- Этого вина никто не пил, не пробовал и не будет пробовать.- Я выпью его, - сказал однажды Грэй, топнув ногой.- Вот храбрый молодой человек! – заметил Польдишок. – Ты выпьешь его в раю? – Конечно. Вот рай!.. Он у меня видишь? – Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку”.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
“…он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам.- Очень ли тебе больно? – спросил он. – Попробуй , так узнаешь, - ответила Бетси, накрывая руку передником. Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи… и плеснул на сгиб кисти.”
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
“Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. Грэй разбил…свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда все, что составляло около ста фунтов”.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
“Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом…Вскорости из порта Дубельт вышла в Марсель шхуна “Ансельм”, увозя юного юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девчонки”.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
“…Грэй шёл к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли…”
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
“Никто не мог уговорить его везти мыло, гвозди, части машин… Но он охотно грузил фрукты, фарфор, животных, пряности, чай, табак, кофе, шёлк, ценные породы деревьев…”
“…я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
13. Как вы поняли слова Грэя: “…делать.. чудеса своими руками”?
Продолжите её.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
14. “Секрет” увозил Грэя и Ассоль “от ужасающейся навсегда Каперны”. Объясните смысл этих слов.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
15.Что в тот момент происходило в душах главных героев феерии? Ответьте цитатами.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
16.Вспомните, что образ-символ – это обобщающий образ, условно выражающий суть какого-либо явления. Какой яркий и запоминающийся образ-символ использует А.С.Грин в своей повести-сказке?
……………………………………………………………………………………………………
17.О волшебном языке произведений А.Грина сказано немало. Писателю удавалось найти особенно яркие, неожиданные сравнения, метафоры. Попробуйте продолжить сравнительные обороты.
-Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как
……………………………………………………………………………………………………
-В его ( Грэя) думающих глазах отразился блеск, как
……………………………………………………………………………………………………
-Мысль мчится, подобно……………………………………………………………………………………………
-Разбрасывая веселье, он (корабль) плыл, как………………………………………………………………………
-Палуба, крытая увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как
……………………………………………………………………………………………………
18.Подведём итоги:
Найдём взаимосвязь между видами искусства.
Многим литературным героям поставлены пам’ятники.
Нарисуйте эскиз памятника Грэю
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Так обладает ли мечта реальной силой или это просто игра воображения? Может, не стоит отрываться от реальной действительности- иначе этот отрыв мстит человеку поражением и даже гибелью в грязных волнах житейского моря? Лучше синица в руках, чем журавль в небе? “Не тяните меня из лужи: я тут живу”?(Не напоминает ли вам эти последние сентенции кое-что?.. Конечно, очень знакомые суждения, воплощающие суждения, воплощающие идеалы и образ жителей Каперны – благоразумных, реалистично и трезво воспринимающих жизнь. Но почему так уныло и скучно слушать эти сентенции, а ещё унылее и скучнее – так жить?).Выскажите своё мнение по этому поводу.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
-Как вы поняли слова Грэя: ”Сделай…это чудо, если ты в состоянии”?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
-Что значит ждать Алые паруса?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
19. . Почему Ассоль жила вне реальности?
………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
20. Что символизирует алый цвет?
………………………………………………………………………………………
21.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите: “Алые паруса…”. Продолжите ассоциативную цепочку: алые паруса - мечта - романтика -…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………..
Алые
паруса
Оценка учителя
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com