Индивидуальный образовательный маршрут

 Комплексная система заданий по сказке-феерии

 

А. Грина "Алые паруса"

 

                 

Русский писатель Даниил Гранин однажды написал: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина».

             Откройте и вы книгу Александра Грина «Алые паруса», и вы совершите увлекательное, волшебное путешествие в мир реальной сказки.

            Вы узнаете, что «есть люди, умеющие видеть небо, а есть - только ползающие по земле; есть люди, умеющие мечтать, и есть те, кто не отрывается от реальности; есть живущие сердцем, а есть воспринимающие жизнь только посредством желудка; есть герои крылатые, а есть брюхоногие».

Только у Грина можно научиться «делать чудеса своими руками»

 В добрый путь!

                                                                                                                                                                                                   

1.    Прежде чем приступить к чтению, составьте глоссарий    (собрание непонятных слов или выражений отдельному произведению с толкованием или переводом) к повести-сказке «Алые паруса»

Бриг………………………………………………………………………………..

Ванты……………………………………………………………………………..

Норд……………………………………………………………………………….

Брашпиль……………………………………………………………………….

Бот…………………………………………………………………………………..

Стеньга……………………………………………………………………………

Верста……………………………………………………………………………………………

Салинг……………………………………………………………………………………………

Пуд…………………………………………………………………………………….............

Кнек………………………………………………………………………………………………

Леер………………………………………………………………………………………………

Навигация…………………………………………………………………………………………

Галиот……………………………………………………………………………………………

Лоция………………………………………………………………………………………………

 

2.    Викторина «Внимательный ли вы читатель?»

- Как называется судно, на котором Лонгрен прослужил десять лет?

……………………………………………………………………………………………………

-Какая деталь показывает горе Лонгрена, когда вдов рассказывает ему о смерти Мери?

……………………………………………………………………………………………………

-В каком возрасте Лонгрен впервые увидел дочь?

……………………………………………………………………………………………………

-Как зовут трактирщика, который отказался дать Мери денег в долг?

……………………………………………………………………………………………………

-От какой болезни умерла Мери?

……………………………………………………………………………………………………

-Каким образом Лонгрен зарабатывал деньги?

……………………………………………………………………………………………………

-О чем идёт речь: « Произошло событие, тень  которого, павшая на отца, укрыла и дочь»?

……………………………………………………………………………………………………

-Что сказал Лонгрен погибающему Меннерсу?

……………………………………………………………………………………………………

 

-Какие «проявления общественного мнения» испытывала на себе

Ассоль?

……………………………………………………………………………………

-Какое судёнышко Ассоль пустила поплавать в ручье?

 

……………………………………………………………………………………

 

   3.  Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок, увидев Ассоль, сказал: «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном. Это что-то особенное». Выпишите портрет Ассоль. Подчеркните особенно интересные сравнения, эпитеты.

……………………………………………………………………................

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

 

   4 Опишите несколькими определениями взгляд, изображённый на репродукции картины Ю. Масютина «Ассоль», девушки.

………………………………………………........

……………………………………………………….

………………………………………………………

 

 

 

 

5. Подберите эпитеты, характеризующие Ассоль..

                                      Эпитеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Когда-то Марк Аврелий сказал: «Лучший способ защититься–

не уподобляться». Подумайте и ответьте на вопрос: «Чем вызвано одиночество Ассоль и права ли она, огородившись от большинства?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

    6. Согласитесь или опровергните данное утверждение: «Возможно, стоило бы найти какие-то точки соприкосновения с жителями Каперны и стараться быть, как все? Ведь право всегда большинство».

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

    7. Как четверостишие О. Хайяма перекликается с феерией «Алые паруса»?

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

 Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

8. Попытайтесь наглядно представить качества характера, взгляды на окружающий мир главных героев «Алых парусов» и обывателей Каперны.

Обывателей Каперны

Ассоль

Грэй

грубость

нежность

Умение сострадать

 

9. Странствующий  Эгль говорит Ассоль о Каперне:”У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен” .Охарактеризуйте Каперну и её жителей.                                                                              

 Каперна- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Жители Каперны - …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

10.Попробуйте объяснить, почему автор так подробно описывает детство Грэя, его взаимоотношения с родителями, решение стать капитаном, трудности на пути к поставленной цели.

…………………………………………………………………………………………………….

12.О каких чертах характера Артура Грэя свидетельствуют ситуации?

“… он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра ”.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

“- Этого вина никто не пил, не пробовал и не будет пробовать.- Я выпью его, - сказал однажды Грэй, топнув ногой.- Вот храбрый молодой человек! – заметил Польдишок. – Ты выпьешь его в раю? – Конечно. Вот рай!..  Он у меня видишь? – Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку”.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

“…он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам.- Очень ли тебе больно? – спросил он. – Попробуй , так узнаешь, - ответила Бетси, накрывая руку передником. Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи… и плеснул на сгиб кисти.”

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

“Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. Грэй разбил…свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда все, что составляло около ста фунтов”.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

“Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом…Вскорости из порта Дубельт вышла в Марсель шхуна “Ансельм”, увозя юного юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девчонки”.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

“…Грэй шёл к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли…”

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

“Никто не мог уговорить его везти мыло, гвозди, части машин… Но он охотно грузил фрукты, фарфор, животных, пряности, чай, табак, кофе, шёлк, ценные породы деревьев…”

“…я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

13. Как вы поняли слова Грэя: “…делать.. чудеса своими руками”?

Продолжите её.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

14. “Секрет” увозил Грэя и Ассоль “от ужасающейся навсегда Каперны”.  Объясните смысл этих слов.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

15.Что в тот момент происходило в душах главных героев феерии? Ответьте цитатами.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

16.Вспомните, что образ-символ – это обобщающий образ, условно выражающий суть какого-либо явления. Какой яркий и запоминающийся образ-символ использует А.С.Грин в своей повести-сказке?

……………………………………………………………………………………………………

17.О волшебном языке произведений А.Грина сказано немало. Писателю удавалось найти особенно яркие, неожиданные сравнения, метафоры. Попробуйте продолжить сравнительные обороты.

-Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как

……………………………………………………………………………………………………

-В его ( Грэя) думающих глазах отразился блеск, как

……………………………………………………………………………………………………

-Мысль мчится, подобно……………………………………………………………………………………………

-Разбрасывая веселье, он (корабль) плыл, как………………………………………………………………………

-Палуба, крытая увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как

……………………………………………………………………………………………………

18.Подведём итоги:

Найдём взаимосвязь между видами искусства.

Многим литературным героям поставлены пам’ятники.

Нарисуйте эскиз памятника Грэю

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

-Так обладает ли мечта реальной силой или это просто игра воображения? Может, не стоит отрываться от реальной действительности- иначе этот отрыв мстит человеку поражением и даже гибелью в грязных волнах житейского моря? Лучше синица в руках, чем журавль в небе? “Не тяните меня из лужи: я тут живу”?(Не напоминает ли вам эти последние сентенции кое-что?.. Конечно, очень знакомые суждения, воплощающие суждения, воплощающие идеалы и образ жителей Каперны – благоразумных, реалистично и трезво воспринимающих жизнь. Но почему так уныло и скучно слушать эти сентенции, а ещё унылее и скучнее – так жить?).Выскажите своё мнение по этому поводу.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

-Как вы поняли слова Грэя: ”Сделай…это чудо, если ты в состоянии”?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

-Что значит ждать Алые паруса?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

19. . Почему Ассоль жила вне реальности?

 ………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

 

20. Что символизирует алый цвет?

………………………………………………………………………………………

21.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите: “Алые паруса…”. Продолжите ассоциативную цепочку: алые паруса  - мечта  -  романтика   -…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

 


           

 

                                                             Алые

                                                               паруса

Оценка учителя